Примерно на втором и третьем годах жизни ребенок переживает так называемую стадию протеста, на которой его мир раскалывается на две половинки: «плохую» и «хорошую». «Плохое» отторгается подобно тому, как выталкивается из организма кал. Ребенок в этом возрасте еще не осознает, что «плохое» получается из того «хорошего», что он ест. Это части одного единого процесса. Но в этот период у малыша мир вновь диссициирован, то есть разъединен.
Внутреннее разделение происходит из-за приобретенных им новых моторных навыков. Двухлетний ребенок ходит, знает, где находится «верх» и «низ». Это умение ориентироваться в пространстве и распределять все по категориям распространяется на социальные переживания. Так как малыш уже научился ощущать себя в окружающем мире, у него возникает потребность разобраться во взаимоотношениях людей. Возникает вопрос о «вожаке стаи», главе семьи: «Могу ли я ему противостоять?». Наступает фаза протеста родительским установкам.
В современной психологии фаза протеста называется «кризисом 3 лет». С ним сталкиваются почти все родители. Начаться он может и в двухгодовалом возрасте, а длится до 4 лет. В этот период ребенок не желает повиноваться, он ощущает себя отдельной личностью, у него формируется СУПЕРЭГО. Его поведение характеризуется негативизмом, неконтролируемым гневом, деспотизмом и истерией. Он ощущает себя обособленным от всего мира: «Я САМ!», «Не хочу!», «Не буду!». У малыша происходит обесценивание членов семьи: «Мама плохая!», «Баба плохая!».
Очень часто у детей второго года жизни отмечается немотивированная агрессия. Они дерутся со взрослыми, выдвигая свои требования, «бьются» головой об пол. Это пробная попытка ребенка манипулировать членами семьи, первое сознательное контролирование своих действий.
При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит. И взрослым необходимо всего лишь набраться терпения. Малышу сложно на этом этапе, он нуждается в адекватной помощи. Родители же, наоборот, вместо поддержки, начинают «ломать» психику ребенка, с обидой воспринимая его капризы: «Мал еще истерики устраивать! Кто такой, чтобы себя так вести?»
Слишком жесткое консервативное воспитание в этот период делает малыша сверхпослушным, сверхприспособленным, подавляет его собственную активность, что НЕ безопасно для развития ребенка.
Жесткое воспитание, чрезмерные ограничения и грубые наказания на втором году жизни ребенка (анальная стадия) чреваты:
На этой стадии со стороны родителей может отмечаться и другой перегиб – «сверхопека», которая оказывает не менее негативное воздействие на психику ребенка, чем ригидность, насилие и запреты.
«Сумасшедшая» мамочка проблемы своего ребенка принимает настолько близко, что не оставляет ему личного пространства. Подобная склонность отмечается у женщин с истероидными чертами характера, которые не имеют возможности реализовать себя в других областях жизни, кроме материнства. Все свои силы они отдают ребенку, чаще всего это чувство становится гипертрофированным, лишающим малыша самостоятельности.
Результатом мамочкиной «гиперлопеки» может стать формирование программирующего внутреннего конфликта. Психологи уверены, что очень многие заболевания корнями своими уходят в детство. Примером может служить бронхиальная астма. Существует гипотеза, согласно которой причина бронхиальной астмы – гиперопека и сверхвнимание матери. Ее любовь к ребенку становится удушающей, она как бы «лишает его воздуха». Так закладывается предпосылка для последующего развития бронхиальной астмы.
На втором году жизни ребенок особенно нуждается в вашей любви и понимании. Ему не нужны «ГИПЕР-любовь» и «СУПЕР-защита». Они могут навредить! Мамочка должна быть НЕ «сумасшедшей», а «достаточно хорошей».
На стадии «протеста» под влиянием воспитательных мероприятий в характере ребенка закладывается развитие структуры «Сверх-Я» и способности к вытеснению. Ребенок усваивает, что можно и что нельзя, что нужно в себе контролировать, а чего нужно стесняться и прятать от окружающих. Малыш учится вытеснять тайные желания, начинает осознавать запрет и наказания.
По истечению этой стадии вы получите спокойного ребенка, который может вести себя в обществе, знает все его норы и требования. Если вы сможете пережить «кризис 3-х лет» и достойно из него выйти, то все последующие перенесете гораздо легче, ведь вы будете знать, что делать.
Как пережить фазу протеста, не «сломать» психику ребенка и не «задушить» его своей любовью? Советую придерживаться 5 правил:
Помните: взрослому сильному человеку не сложно «сломать» психику малыша и «подмять» малютку под себя. Подумайте о том, как эта «ломка» отразится на его дальнейшей жизни. Наберитесь терпения и понимания, научитесь договариваться с ребенком и приходить к компромиссным решениям. Это более перспективное направление, позволяющее сохранить психику малыша.
Внутренние конфликты: как разрешать?
Очень часто «загнанные в угол» детские проблемы со временем перерастают во взрослые, вызывая букет заболеваний и внутренних ограничений.
Помните: чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем проще будет разобраться в ситуации и помочь ребенку решить ее.
Уделяйте внимание созданию психологического комфорта у ваших детей, и они будут счастливы!
Смотрите вебинары для детей. Позвольте им получать проверенную информацию.
Всегда с вами, Ольга Панкова
Если у Вас есть вопросы, Вы можете задать их мне ЛИЧНО во время дистанционной консультации.